Версия для слабовидящих

Программа "Здоровый ребенок"

Программа «Здоровый ребенок» МБДОУ д/с № 2 «Буратино» на 2016-2019гг

 

 

Содержание:

  1. 1.     Целевой раздел

1.1            Пояснительная записка

1.2            Планируемые результаты

1.3            Оценка эффективности реализации программы

  1. 2.     Содержательный раздел

2.1. Этапы реализации программы

2.2 Направления реализации программы

2.3. Структурно-функциональная модель взаимодействия специалистов

   3. Организационный раздел:

      3.1. Ресурсное обеспечение

 

 

1.      Целевой раздел

1.1    Пояснительная записка

       В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

    Сохранение и укрепление здоровья детей является одним направлением работы нашего ДОУ.

   Для выработки грамотного, эффективного плана действий составлена программа «Здоровый ребёнок», которая является неотъемлемой частью Программы развития ДОУ на 2014 – 2019 г.    

     Разрабатывая программу «Здоровый ребёнок», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей (законных представителей), решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

   Программа «Здоровый ребёнок», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка - дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

Программа «Здоровый ребёнок» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

 

Цель: Совершенствование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в ДОУ.

 Задачи:

  • Обеспечить раннее формирование ориентации ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
  • Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов по организации двигательной деятельности детей.
  • Формировать у педагогов ценностную ориентацию, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
  • Привлекать родительскую общественность к участию в жизни МБДОУ по охране и укреплению здоровья воспитанников, формированию  у детей осознанного здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения через различные формы работы.

 

1.2    Планируемые результаты

  • Создание безопасных условий для  жизни и здоровья участников образовательного процесса
  • Оснащение предметно-развивающей среды МБДОУ  оборудованием для развития двигательных навыков
  • Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье
  • Повышение педагогами своего профессионального уровня в вопросах   здоровьесбережения    и практических навыков  в организации двигательной деятельности дошкольников.  

 Оценка эффективности реализации программы

Показатель

Критерий

Способ сбора информации

Сроки

Ответственные

Динамика состояния здоровья детей

Положительная динамика (соответствие муниципальному заданию)

Анализ медицинских документов (справки)

1 раз в год

январь

Секретарь МПс/медсестра

Динамика посещаемости

Положительная динамика

Анализ документов бухучета (табель)

1 раз в год

январь

Бухгалтер/ секретарь МПс

Динамика освоения ООП ДОУ – ОО «Физическое развитие»

Положительная динамика (стабильно высокие результаты по ДОУ)

Педагогическая диагностика

1 раз в год

апрель

Инструктор по физвоспитанию/воспитатели

Психоэмоциональное здоровье  детей

Положительная динамика (стабильно высокие результаты по ДОУ)

Психолого-педагогическая диагностика

1 раз в год

апрель

Педагог-психолог

Адаптация к условиям ДОУ

( мл.группы)

Положительная динамика (стабильно высокие результаты по ДОУ)

 

1 раз в год

По окончании адаптационного периода

Педагог-психолог/ воспитатели

Создание условий по сопровождению  детей с ОВЗ

Соответствие условий рекомендациям РПМПК

Персонифицированный статистический отчет по мониторингу адекватного образования

детей с проблемами в обучении и воспитании

1 раз в год

сентябрь

Руководитель ПМПК МБДОУ

Обобщение и распространение педагогического опыта по здоровьесбережению

 

Аналитическая справка

В конце отчетного периода

Старший воспитатель

Участие в инновационной деятельности по здоровьесбережению

 

Аналитическая справка

В конце отчетного периода

Старший воспитате1.3       Оценка эффективности реализации программ


2.      Содержательный раздел

2.1. Этапы реализации программы

2016

Организационно-подготовительный этап

Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития. Создание банка нормативно-правовых и методико-диагностических материалов

2017-2018.

Коррекционно-развивающий этап

Цель: Развитие образовательного учреждения оптимизация функционирования детского сада. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы

2019

Аналитическо-информационный этап

Цель: Оценка достижений. Формирование адекватных и целостных  представлений о реальном состоянии образовательной системы

1.Создание условий для оптимизации деятельности по сохранению и укреплению здоровья  детей в детском саду, пропаганде ЗОЖ среди воспитанников их родителей

1. Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости воспитанников

 

2. Укрепление материально-технической базы детского сада, совершенствование предметно-развивающей  среды всех помещений ДОУ  с позиции здоровьесбережения.

3. Повышение профессионального уровня всех категорий работников по вопросам охраны жизни и здоровья детей, формирования у дошкольников основ ЗОЖ.

4. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов по организации двигательной деятельности детей, в том числе детей с ОВЗ.

5. Пропаганда среди семей воспитанников активной позиции по отношению к спорту и физическому воспитанию

 

1. Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ.

 

2. Транслирование опыта работы дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья через систематический выпуск буклетов и информационных листовок.

 

 

2.3.  Структурно-функциональная модель взаимодействия специалистов


2.2 Направления реализации программы

Программа реализуется в следующих направлениях:

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями.

 

Работа с детьми.

Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем- логопедом,  музыкальным руководителем. Она включает в себя следующие разделы:

1. Комплексное сопровождение здорового и безопасного образа жизни воспитанников.

Диагностика:

-      медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;

-         воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, отслеживают достижения ребёнка по начальной здоровьесберегающей компетентности;

-         учитель - логопед обследует звукопроизношение ребёнка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь;

-     педагог - психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических

процессов,   особенности поведения  и эмоционально - волевой сферы;

-     инструктор по физкультуре осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физической подготовке;

-     музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

Итогом обследования является проведение медико - психолого-педагогического консилиума, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Консилиум собирается 3 - 4 раза в год.

При организации оздоровительной, лечебно - профилактической и коррекционной работы, учитывается физиологическое и психологическое состояние детей.

 

  1. 2.      Полноценное питание.

Принципы организации питания:

-      выполнение режима питания;

-      гигиена приёма пищи;

-      ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

-      эстетика организации питания (сервировка);

-      индивидуальный подход к детям во время питания;

-      правильность расстановки мебели.

 

 

  1. 3.      Система эффективного закаливания.

Основные факторы закаливания:

-      закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

-      закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

-      закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

-       постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения зак

  1. 4.      Организация рациональной двигательной активности.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:

-       физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

-      сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

-      обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учетом группы здоровья );

-       включение в совместную деятельность с воспитанниками и создание условий для использования в самостоятельной деятельности элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:

-      непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию в зале и на спортивной площадке;

-      самостоятельные игры с элементами двигательной активности в помещении и на прогулке;

-      физкультминутки;

-      физкультурные досуги, праздники, соревнования, «Недели здоровья»;

-      утренняя гимнастика;

-      кружки, секции;

-      индивидуальная работа с детьми по развитию движений;

 

 

  1. 5.    Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

-          Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (четырёхразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.

-      Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

-      Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.

-      Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

-      Санитарно - просветительская работа с сотрудниками и родителями.

  1. 6.     Создание представлений о здоровом образе жизни.

Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  •            Привитие стойких культурно - гигиенических навыков.
  •            Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
  •            Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
  •            Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
  •            Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
    •                   Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
    •                   Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
    •                   Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
    •                   Проведение систематической работы по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
  1. 7.    Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

Принципы:

  •        выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;
  •     применение психолого - педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей и педагога-психолога с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно - ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей;

 

  •        обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка;
  •        создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом;
  •        обучение детей приёмам мышечного расслабления - базового условия для аутогенной тренировки;
  •            организация уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;
    •        использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;
    •        рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;
    •         
  1. 8.      Коррекционно - педагогическая работа с детьми.

Цель:

- Устранение речевых дефектов у детей, преодоление задержки психического развития.

Организация и проведение логопедической и коррекционно-развивающей работы осуществляется учителем-логопедом и педагогом-психологом в несколько этапов:

  •          комплексное обследование речи и психического развития детей;
  •          комплектование групп компенсирующей направленности;
    •                    составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы. Основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);
    •          обеспечение промежуточного и итового контроля;
      •                    анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.

Помимо непосредственной работы с детьми специалисты участвуют в проведении консилиумов, ведут консультативную коррекционно - педагогическую работу с родителями (законными представителями).

  1. 9.     Лечебно - профилактическая работа.

В неё входят:

  1. 1.                   Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит, витаминизированные напитки.

Лечебно-профилактическую работу осуществляют медицинская сестра, инструктор по физической культуре, воспитатели. Она включает в себя:

  1. 1.                                            Подвижные игры и физические упражнения на улице.
  2. 2.                                            Утренняя зарядка в летнее время на улице.
  3. 3.                                            Спортивные игры и соревнования.
  4. 4.                                            Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
  5. 5.                                            Выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора и др.
  6. 6.                                            Элементы психогимнастики, релаксации.

10. Летне-оздоровительные мероприятия.

Формы организации оздоровительной работы:

  •           Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода.
  •           Прием детей на улице;
  •           Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию в природных условиях (на спортивной площадке);
  •           Витаминизация: соки, свежие фрукты, свежие овощи.

 

Работа с педагогами.

Работа с сотрудниками - одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

  •           актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
  •           просветительная работа по направлениям программы «Здоровый ребёнок» и т.д.;
  •           консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог - здоровый воспитанник; здоровый педагог - больной воспитанник; больной педагог - больной воспитанник;

Организационные методические мероприятия:

  1. 1.                     Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста..
  2. 2.                             Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии.
  3. 3.                     Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
  4. 4.                     Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
  5. 5.                             Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
  6. 6.                     Пропаганда здорового образа жизни.
  7. 7.                             Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями (законными представителями).

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

Задачи работы с родителями (законными представителями):

  •          Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
  •          Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  •                    Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  •                    Установка на совместную работу с целью решения психолого - педагогических проблем развития ребёнка.
  •                    Вооружение родителей основами психолого - педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
    •          Вовлечение родителей в образовательный процесс.

 

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

  1. 1.                            Проведение родительских собраний, семинаров - практикумов, консультаций.
  2. 2.                            Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
  3. 3.                            Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
  4. 4.                            Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
  5. 5.                            Совместные занятия для детей и родителей.
  6. 6.                            Консультации, размещенные на сайте детского сада.
  7. 7.                            Организация совместных дел.

Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

  1. 1.                   Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).
  2. 2.                   Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).
  3. 3.                    Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов.
  4. 4.                    Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
  5. 5.                    Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

 

Методы, используемые педагогами в работе:

  •          Анкета для родителей.
  •          Беседы с родителями.
  •          Посещение семьи ребёнка.








 

 

3. Организационный раздел:

      3.1. Ресурсное обеспечение

Материально - техническая база

В детском саду оснащены:

-        музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, смарт-проектор, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;

-        физкультурный зал со всем необходимым спортивным оборудованием: три  гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое;

-        на территории детского сада оборудована спортивная площадка, нанесена цветовая разметка для увеличения двигательной активности детей на прогулке; на участке каждой группы установлено спортивное оборудование малой формы

 

-        имеются различные виды картотек: подвижные игры; упражнения для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

-        в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

-        кабинет учителя - логопеда для индивидуальной коррекционной работы;

-        кабинет педагога-психолога для проведения коррекционных занятий.

Ежегодно проводится частичный своевременный ремонт помещений и оборудования, обновляется мебель в соответствии росту и возрасту воспитанников, развивающая среда в группах и физкультурном зале пополняется нетрадиционным оборудованием.

В перспективе:

-        оборудование кабинета психологической разгрузки, где с детьми будет заниматься педагог-психолог;

-        дальнейшее приобретение спортивного инвентаря в физкультурный зал.

 

Кадровое обеспечение

Заведующая ДОУ:

-        общее руководство по внедрению программы «Здоровый ребёнок»;

-        анализ реализации программы (дни регулировки, и коррекции - ДРК);

-        контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

Старший воспитатель:

-        программно - методическое обеспечение реализации программы «Здоровый ребёнок»;

-        проведение мониторинга (совместно с пед. персоналом);

-        контроль за реализацией программы «Здоровый ребёнок».

Медицинская сестра:

-        обследование детей, получение антропометрических данных, выявление патологии; составление списков часто и длительно болеющих детей;

-        прививочная работа;

-        контроль санэпидрежима в ДОУ.

Инструктор по физкультуре:

-        определение показателей физической подготовленности детей;

-        коррекция отклонений в физическом развитии;

-        физкультурные занятия;

-        закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).

Воспитатели:

-        внедрение здоровьесберегающих технологий;

-        пропаганда ЗОЖ;

-        закаливающие мероприятия;

-        пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;

Педагог - психолог:

-        внедрение здоровьесберегающих технологий;

-        охранительный режим;

-        коррекция отклонений в психическом развитии;

-        методы психологический разгрузки.

Учитель-логопед:

-        устранение речевого дефекта у детей;

-        предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Заместитель заведующей по АХЧ:

-        обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;

-        создание материально - технических условий;

-        контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно - гигиенических условий при реализации программы «Здоровый ребёнок».

Шеф - повар:

-        контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;

Младший обслуживающий персонал:

-        соблюдение санитарно-гигиенического  режима;

-        помощь педагогам в организации физкультурно - оздоровительных мероприятий


 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Горячие ссылки

28845083.original_0  www.pravo.gov.ru
goswww.gosuslugi.ru
Logo_FIRO_150x150
www.firo.ru
700x-1456430404-180693491.418www.273-фз.рф
flag_1  www.aksayaland.ru
уо-администрации-аксайского-района www.aksayobr.ru
rpn
61.роспотребнадзор.ру
2015-12-04 09-22-37 Официальный сайт для размещения информации об учреждениях - Google Chrome
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ
ИНФОРМАЦИ ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ